Главная    Каталог    Ваши вопросы    Новинки    Распродажа     Словарь терминов     Фотогалерея     Статьи     Сравнение     Поиск: 
       
      Каталог
  Альпснаряжение
  Outdoor снаряжение
  Горные лыжи
  Камуса, снегоступы, ски-тур
  Сноуборд
  Лавинное и спасательное снаряжение
  Одежда
  Защита и шлемы
  Оптика (горнолыжные и сноубордические маски)
  Оптика (солнцезащитные очки)
  Велотема
  SUP-бординг

      Контакты
Тел.:
+7(495)997-93-28

E-mail:
info@zerogravity.ru

179480132
213694436

      Разделы
  Оплата и доставка
  О компании
  Контакты
  Партнерская программа
  Политика конфиденциальности
  Обратная связь
  Каталог ссылок

      Товары дня
Лыжи ICELANTIC Sabre 99 (2017)

Лыжи ICELANTIC Sabre 99 (2017)
 Купить31100 руб.
Шлем GIRO DISCIPLE S MIPS

Шлем GIRO DISCIPLE S MIPS
 Купить17900 руб.
Рюкзак EVOC FR LITE neon-blue

Рюкзак EVOC FR LITE neon-blue
 Купить8100 руб.
Набор посуды MSR Trail Lite Duo System

Набор посуды MSR Trail Lite Duo System
 Купить6300 руб.
Гамак Therm-A-Rest SLACKER SINGLE HAMMOCK

Гамак Therm-A-Rest SLACKER SINGLE HAMMOCK
 Купить6150 руб.
Фильтр для воды MSR SWEETWATER PURIFIER SYSTEM

Фильтр для воды MSR SWEETWATER PURIFIER SYSTEM
 Купить7940 руб.
Рюкзак EVOC FR LITE TEAM

Рюкзак EVOC FR LITE TEAM
 Купить8620 руб.
Коврик Therm-A-Rest Trail Lite Regular

Коврик Therm-A-Rest Trail Lite Regular
 Купить6440 руб.
Лыжи ICELANTIC Nomad 125

Лыжи ICELANTIC Nomad 125 (2017)
 Купить34500 руб.
Лавинный датчик / бипер / трансивер PIEPS DSP Sport

Лавинный датчик / бипер / трансивер PIEPS DSP Sport
 Купить20590 руб.

 Статьи, Конструкция сноуборда (терминология)
 Статья    Конструкция сноуборда (терминология)


Терминологические ребусы обзоров

Автор — Низами Софиев

Данная статья ни в коем случае не претендует на абсолютную истинность в последней инстанции, а всего лишь является личным мнением автора, основанным на его скудном опыте. Так что не судите строго. Итак...

Прежде чем купить себе новую доску, любой умеющий читать и думать человек, хотя бы краем глаза, да заглянет в какую-нибудь обзорную статью. И вот тут-то у него и «поедет крыша». Ведь все компании, пытаясь хоть как-то выделить свой товар из общей массы, выдумывают свою, зачастую понятную только им, терминологию. Попытке разобраться во всем этом разнообразии терминов и посвящена данная статья.

Начнем с того, что попытаемся понять, что же вообще представляет собой сноуборд, и из каких основных частей он состоит. А состоит он из некоей основы (чаще всего называемой «сердечником»), оклеенной сверху и снизу стеклотканью, ее еще называют «ламинатом» (иногда с дополнительными «усилениями из карбона и кевлара»); по периметру нижней части (называемой «скользящей поверхностью» или «базой») сноуборд имеет стальное усиление (именуемое «кантом»); упомянутой уже выше «скользящей поверхности» и вмонтированных в тело сноуборда «закладных элементов». Верхняя часть сноуборда имеет декоративное защитное покрытие, как правило, из полиэтилена (правда бывают и другие варианты, например, натуральный шпон у фирм Arbor и Indigo или простая лакировка углепластикового или кевларового плетеного верхнего слоя, как у Glissade, Radical, Trans или Virus).

Теперь рассмотрим сноуборд чуть более подробно. Начнем с основы, на которой все и строится. Это…

Сердечник

Традиционно сердечники делаются из дерева. Существует три основных вида деревянных сердечников:

1. Реже всего встречающийся вид сердечника — «сплошной», изготовленный из одного куска дерева, имеет один очень существенный недостаток — его может «повести винтом». Такие дешевые и легкие сердечники используют в досках начального уровня (я помню что так когда то делались младшие доски у Santa Cruz).

2. Дабы избежать винтового скручивания, делают самый часто используемый сердечник с «вертикальным ламинатом». Он состоит из продольных реек, склеенных между собой. Волокна в таком сердечнике располагают в противоположном направлении, именно для предотвращения «скручивания». Часто делаются сердечники из реек разных пород дерева. Иногда часть реек по краю набора располагают не вдоль, а поперек (например, у Burton) для увеличения жесткости на скручивание. Количество и ширина реек у разных фирм различна. Используют древесину как хвойных, так и лиственных пород дерева. Иногда встречаются доски даже с «генетически измененной» древесиной (Lib Technologies). Из общих характеристик можно сказать, что хвойные породы жестче и хрупче, а лиственные гибче и лучше гасят вибрацию.

3. Третий тип деревянного сердечника — «сердечник с горизонтальным ламинатом». В простонародье такой тип склейки называют фанерой. Вопрос обычно лишь в том, на каком этапе такой сердечник гнут. Если гнут уже склеенный лист фанеры, то работать такой сердечник будет плохо (когда-то, так делались некоторые доски Wild Duck). А вот если каждый слой предварительно согнули, а затем в специальном прессе склеили, то такой сердечник не разогнется уже никогда (последние из «могикан», использующих данную технологию, это Hot и Hammer). Правда, даже самые хорошие сердечники с горизонтальным ламинатом оказываются существенно тяжелее любых других типов сердечников.

Но кроме чисто деревянных сердечников, бывают еще и комбинированные сердечники со вставками из стеклопластиковых или кевларовых сот (например, у Volkl и Palmer). Такие сердечники чаще всего используются в дорогих командных досках, предназначенных для технического фристайла, и простым смертным нужны разве что только для понтов.

Ну и уж совсем отдельной колонной выступают доски с «пенными» и «композитными» сердечниками. Подробно рассматривать эту группу мы не будем, т. к. «пена» — она и в Африке «пена», а описание всех возможных вариантов «композита» займет уж слишком много места, и мы оставим это тем, кто эти доски представляет. (Прим. редакции: например, вы можете прочитать об этом здесь)

«Конструкция» сноуборда.

Дабы не углубляться в рассмотрение всех возможных вариантов, выделим три основных типа «конструкций», это — «сэндвич», «кэп» и «гибридная сэндвич-кэповая» конструкции.

Классический «сэндвич» представляет собой оклейку сердечника сверху и снизу двумя плоскими слоями стеклоткани. Края сердечника в этом случае закрываются узкой полоской пластика ABS. Такая конструкция проще ремонтируется (хотя в последнее время этим мало кто заморачивается) и существенно лучше работает на предельных нагрузках.

Рассмотрим простой пример. Возьмите три новеньких сто долларовых купюры. Намажьте одну из них с обеих сторон клеем, а затем наложите на нее сверху и снизу две других купюры. Дайте просохнуть. Теперь, после того как они окончательно высохли, попробуйте их разделить, просто сгибая их и разгибая. Не получилось? Можете их выкинуть, т. к. разделить склеенные по всей поверхности слои практически невозможно.

Если у вас под рукой еще остались доллары, то перейдем к рассмотрению «кэповой» конструкции на столь же показательном примере.

Возьмите две новых сто долларовых купюры. Одну из них необходимо сложить вдоль таким образом, чтобы она в сечении образовала букву П. Теперь отогните по всей длине нижнюю часть ножек П наружу. Намажьте нижнюю плоскость отвернутых ножек клеем, и плотно приложите сверху ко второй сто долларовой купюре. Дождитесь полного высыхания. А теперь, попробуйте согнуть эту конструкцию поперек. Не гнется? И не будет. При этом данная конструкция легче, и ей по барабану до того, что у нее внутри. То есть, за счет наличия двух вертикальных стенок мы добились большей жесткости при меньшем весе.

Но! Попытайтесь теперь согнуть данную конструкцию так, чтобы она начала ломаться. Обратите внимание на то, как и где это будет происходить. В месте излома появится «пузырь», в котором (при наличии сердечника) нагрузка на клей будет прикладываться не на сдвиг по плоскости, а на отрыв. При приложении нагрузки большей, чем номинал, она просто расслоится. Что и происходит с кэповыми сноубордами.

Вывод, который можно сделать из данного эксперимента, следующий: «кэповая» конструкция легче, жестче, но проще расслаивается на нагрузках, на которые она не рассчитана, а «сэндвичевая» конструкция при той же жесткости тяжелее, но при этом гибче и лучше переносит запредельные нагрузки.

Также стоит упомянуть «гибридные» конструкции, совмещающие в себе «сэндвич» и «кэп». Вариантов таких конструкций много, но выделим три основных типа:

• «сэндвич» по длине рабочей поверхности + «кэп» на носу и хвосте (K2, Scott);
• все наоборот, «кэп» по длине рабочей поверхности + «сэндвич» на носу и хвосте (Lib Technologies, Gnu);
• «сэндвич» по периметру, но в нижней части + «кэп» в верхней части доски (Santa Cruz).

Выводы о том, что Вам нравиться больше, делайте сами.

Продольное и торсионное усиление

Напоследок рассмотрим такую немаловажную деталь сноуборда, как «продольное» и «торсионное» усиление. Прежде всего, выясним, где и зачем эта приблуда располагается.

В нижней части сноуборда, поверх слоя стеклоткани дополнительно наклеивают две полосы из кевлара, для увеличения продольной жесткости. Некоторые фирмы (например, Ride) в тех же целях используют «вертикальные стрингеры», представляющие собой полосы стеклоткани или карбона, вклеенные между рейками «вертикального ламината». Жесткость сноуборда при этом увеличивается так же, как и в описанном выше варианте «кэповой» конструкции.

В верхней части, поверх слоя стеклоткани, часто приклеивают дополнительное графитовое V-образное или X-образное усиление, называемое «торсионными вилками» или «торсионным усилением». Некоторые фирмы, кроме дополнительных «плоских торсионных вилок» делают еще и «объемные», или «3-D торсионные вилки» (K2, Ride, Santa Cruz). Они получаются путем оклеивания стеклотканью предварительно обработанных на станках с ЧПУ сердечников. При этом получается набор дополнительных, расположенных в различных направлениях, вертикальных стенок, которые увеличивают как продольную, так и поперечную жесткость.

Создавая торсионные вилки, доходят до использования совсем уж экзотических технологий, типа пьезоэлектрических микрочипов. Так, компания Head, опробовав технологию Intelligence в производстве теннисных ракеток и горных лыж, решила перенести ее и в производство сноубордов. В этой системе поперечные колебания сноуборда преобразуются пьезоэлектрическим элементом в электрическое колебание, затем, проходя через микрочип, это колебание меняет свою фазу на противоположную, и направляется обратно в пьезоэлемент, где преобразовавшись обратно в механическое колебание, но уже в противофазе, гасит вредную вибрацию. Другие же компании, например Flow или Scott, наоборот избирают совсем другие, более простые и изящные пути, иногда просто заменяя часть стекловолокна в оплетке сноуборда на более жесткие волокна карбона или кевлара.

Геометрия бокового выреза

Теперь перейдем к геометрии бокового выреза. Должен заметить, что к идеям разработчиков сноубордов о формах бокового выреза, прибавляется еще и неуемная фантазия толмачей, пытающихся его описать. Слава богу, что вроде уже перестали говорить о радиусе поворота доски (никогда так не говорите — засмеют).

Грубо, формы бокового выреза можно разделить на радиальную и не радиальную. И если с радиальной все понятно (вырезали у доски сбоку по некоторому радиусу кусок, и получили радиальный боковой вырез), то вот с не радиальными все намного сложнее.

Любимое словечко у толмачей от сноубординга, это «прогрессивный боковой радиус» (мне всегда было интересно, в чем же там «прогрессивность»). Под этим словом обычно скрывается недопереведенное понятие о «переменном» радиусе бокового выреза. В общем, когда увидите или услышите где-то о «прогрессирующем» радиусе, можете смело подразумевать под словом «прогрессивный» — «переменный радиус».

Так как же он изменяется? А по разному.

В досках для фрирайда в последнее время принято совмещать короткий радиус в хвосте доски с длинным радиусом в районе носа. А в досках для технического фристайла все чаще встречается совмещение длинных радиусов на концах доски с коротким радиусом посередине. Отдельной группой выступают эллиптические, как у компании Elan, и параболические формы бокового выреза. Доходит до того, что делают доски с геометрией, полученной чисто экспериментально. Так, компания Volkl, выпускающая в основном доски для катания по подготовленным трассам, сначала собирает весь набор от сердечника до скользяка, затем определенным образом загружает полученный «сэндвич», потом наклоняет его под средним для закантовки углом к плоскости, и по линии пересечения плоскости и заготовки отрезает все лишнее.

Часто при сложных формах бокового выреза говорят об «усредненном радиусе бокового выреза».

Скользящие поверхности или «базы»

Стоит сказать еще пару слов о скользящих поверхностях или «базах». В общих чертах их можно разделить на два основных типа:

• штампованные или тянутые «extruded», и
• спеченные «sintered».

Лист полиэтилена для баз «extruded», получают путем выдавливания и проката между двумя валиками расплавленной полиэтиленовой массы. Основными преимуществами таких баз являются, прежде всего, их крайне низкая стоимость, хорошее скольжение без дополнительной обработки и высокая ремонтопригодность.

При производстве баз «sintered», используется мелко гранулированный полиэтилен с различными добавками (чаще всего в качестве добавки используется графит, за что в народе такие базы прозвали «графитовыми»). Основная идея производства таких баз заключается в получении жесткого пористого композита, легко впитывающего мази. Преимущества таких баз в их высокой жесткости и очень хорошей восприимчивости к мазям. Правда, без дополнительной смазки такие базы скользят хуже штампованных, и на порядок сложнее ремонтируются.

Исходя из таких общих свойств, и применяются они на разных досках. Базы «extruded» — на досках для тех, кто не хочет заморачиваться мазями и дорогим обслуживанием, а базы «sintered» на сноубордах для тех, кто во имя высоких спортивных результатов готов постоянно жертвовать накануне катания несколькими часами на подготовку доски.

В общем, как видно из этого краткого обзора, с фантазией у разработчиков оборудования для сноубординга все в порядке, так что они и в дальнейшем будут радовать нас внедрением в производство досок новейших технологий.



Все статьи  



Корзина    
    ВАША КОРЗИНА
    Товаров: 0 шт., 
    Сумма: 0 руб.
  
    Оформить заказ

Вход    
  Логин:
     Пароль:
  

  
  Забыли пароль?
  Зарегистрироваться

Новости    
                    С наступающим новым 2018 годом!

С наступающим новым 2018 годом!
                           Неделя скидок на горнолыжные и сноубордические маски!

Неделя скидок на горнолыжные и сноубордические маски!
                              
Fenix-эксклюзивный спонсор налобных фонарей

Fenix-эксклюзивный спонсор налобных фонарей
                    Онлайн-распродажа года!

Онлайн-распродажа года!
            Лавинное снаряжение: новинки

Лавинное снаряжение: новинки
Новые лыжи Icelantic 2016-2017

Новые лыжи Icelantic 2016-2017
Архив новостей  

Опрос    
Пользуетесь ли Вы лавинным снаряжением при катании вне трасс?
Да, использую бипер (36%)
Использую, бипер, лопату и щуп (32%)
Использую бипер, лопату, щуп и аваланг (avalung) (6%)
Привязываю ленточку к ноге (4%)
Не использую. Кому суждено утонуть, в огне не погибнет. (22%)



Наши бренды:

Лавинные рюкзаки ABS
Лавинное снаряжение Arva
MSR
Evoc
Fenix
BCA Baccountry Acces
Снаряжение Black Diamond
Сноуборды Never Summer
Diamir Fritschi
Оптика Dragon
Сноуборды Flow
Альпснаряжение Grivel
Лыжи и сноуборды HEAD
Горные лыжи Icelantic
Одежда и снаряжение Marmot
Снаряжение Ortovox
Фонари Petzl
Лавинное снаряжение PIEPS
Крепления Tyrolia

  Copyright 2016 © Zerogravity.ru Создание интернет магазина: BORNET.ru  

Rambler's Top100 skinet.ruMember of skinet topsites Экстремальный портал VVV.RU